О мэри-сью
Авторов этой статьи очень много, бессовестно скачана оттсюда
Как вы могли заметить, у нас время от времени возникают споры, "мэрисьюшный" ли фанфик или нет, и что там насчет героини. Еще Коэлти когда-то говорил, что хорошо бы разъяснить это явление, чтобы не было недоразумений и путаницы. Вот я и решила, что стоит вам кое-что об этом рассказать, чтобы вы разобрались сами и смогли бы уверенно рассуждать о "мэрисьюшности" того или иного персонажа.
Если очертить это явление крупными штрихами, то получится, что мэри-сью - главный персонаж фанфика или оригинального произведения, автор списал его с себя или выдумал по принципу "дэйдриминга" (сладкие мечты) со всеми вытекающими последствиями - противники крошатся на кусочки силой мысли, окружающие дерутся за право восхищаться персонажем, и все кончается любовью со сногшибающим героем противоположного пола. Конечно, это самый яркий случай, а в реальности все немножко сложнее. И главное отличие мэри-сью от прочих персонажей все-таки не в этом, я скажу об этом дальше.
А знаете, кто была самая первая Мэри Сью? Пятнадцатилетний лейтенант из фанфика по Стар Треку, фанфик был опубликован в фэнзине, "фанатском журнале" в 1973 году. Она обладала сверхъестественными способностями, ею восхищались все окружающие, для нее не было ничего невозможного, она добилась неимоверного успеха и героически закончила свою жизнь, оплаканная всеми своими коллегами. Знакомая схема, не так ли?
Итак, перейдем к характеристикам мэри-сью как персонажа.
Многие называют мэри-сью идеальной героиней (или героем, но у мальчиков своя специфика, поэтому я буду в дальнейшем писать именно о героине женского пола как о наиболее характерном представителе), и в чем-то они правы. Мэри-сью, всем помогает, всех спасает, во многом превосходит окружающих и тянет на себе все повествование, оставляет прочих персонажей "за бортом" или ставит их в зависимое положение. То есть - доминирует над всем.
Мэри-сью непременно одаренная девушка, у нее множество талантов и способностей - в юном возрасте водит машину, знает множество языков, блестяще учится и легко осваивает новые умения, и пусть она все время занята любовными похождениями, общением и важными миссиями, у нее все равно хватает времени на самосовершенствование. О необычных способностях я уже упоминала, причем "канонными" сверхъестественными возможностями мэри-сью не ограничиваются - в нашем случае девушки-шаманки не только хорошо дерутся и управляют сильными духами, которые достались им по удачному стечению обстоятельств, но и получают что-то из соседних "канонов", к примеру, мэри-сью частенько обладают уникальным даром предвидения событий.
Мэри-сью никогда не ошибается в серьезных вещах, она не умеет заблуждаться, и ей всегда сопутствует удача - от неимоверного везения в бою до сплошных счастливых совпадений, которые помогают героине добиваться своего. Излишне говорить, что все желания такой героини рано или поздно исполняются. У мэри-сью очаровательный характер - она веселая, остроумная, общительная, моментально заводит себе друзей (и по необходимости - врагов), у нее никогда не возникает проблем в отношениях.
Иногда проскальзывают душевные переживания - несчастная любовь в прошлом, одиночество, другие недостатки... которые в следующем эпизоде исчезают в никуда, и мэри-сью ведет себя по-прежнему.
Особое внимание уделяется внешности - мэри-сью изумительно красивы, в наиболее художественных вариантах описание волос и глаз занимает целую страницу, и этим привлекают себе многочисленных поклонников. Разумеется, разбитые сердца исчисляются десятками...
Сами понимаете, при таком подходе мэри-сью часто отодвигает на задний план других персонажей. Остальные служат фоном и попадают в кадр лишь тогда, когда пересекаются с героиней, причем зачастую они ведут себя так, чтобы подчеркнуть исключительность самой мэри-сью.
Чаще всего для исправления мэри-сью советуют показать, как героиня ошибается, что она не идеальна - и частенько авторы выходят из положения тем, что героиня начинает обвинять себя в каком-нибудь пустяке, который и не заслуживает того, чтобы называться проступком, и тем еще более убеждает окружающих, что она ни в чем не виновата.
Другие считают, что если сладкую жизнь разбавить страданиями и трагичным концом, то это уже как бы и не мэри-сью... Но такие мучения "по заказу" очень утомляют, особенно когда сопровождаются потоком жалости к себе и острым сочувствием других персонажей. И даже при этом героиня не меняется ни капельки, ее характер и восприятие мира остаются прежними на протяжении всего повествования. А где нет развития, там появляется картонность...
Проблема в том, что автору кажется, что он пишет нечто особенное, свое, а оказывается, что его героиня - типичная представительница в ряду других таких же героинь. Нет индивидуальности, не показан характер. Этакая картинка, у которой проглядывают знакомые черты. Может быть, те, кто пишет, забывают, что читатели не видят героиню так, как видят ее они. Характер надо описывать, надо показывать его через поступки, и нужно, чтобы душевные качества героини складывались в общую картину, чтобы она вела себя единообразно во всех ситуациях. А если с героиней происходят изменения, то надо следить, чтобы не было резких скачков и смен настроения, личность должна быть цельной, а действия логичными. И если хочется сделать героиню по-настоящему идеальной, надо помнить, что эта "идеальность" должна быть естественной, объясняться окружением, воспитанием и соответствующими ситуациями. А идеальность мэри-сью ненастоящая, такая героиня выходит из всех положений победителем только потому, что так захотелось автору...
Иногда в Мэри-Сью превращается подходящий для этого канонный персонаж. Не буду говорить о таком специфическом явлении, как олицетворение себя с персонажем, но даже если автор прямо не соотносит себя с любимым героем, все равно линия оригинального персонажа может приближаться к мэрисьюшной. Персонаж неизбежно становится ООС, его характер отклоняется от того, что заложено в каноне, подчиняясь желаниям автора. И описанные выше особенности можно применить и к нему.
Поговорим о признаках того, что в тексте есть мэри-сью.
Чаще всего мэри-сью можно встретить в фанфиках. Вроде бы мир уже задан, но автор, который начинает им заниматься, привносит в него что-то свое, нередко развивает новый сюжет, для чего вводит своего персонажа. И начинается то, что хочется назвать перетягиванием одеяла - ведь оказывается, что автор вводит нового героя не для того, чтобы лучше показать мир, а для того, чтобы лучше показать себя, свои мысли, желания и мечты.
Фанфики и так редко соответствуют жанру оригинала, но если в фанфик вторгается мэри-сью, то она начинает кроить его по своему усмотрению и превращает его в нечто неопределенно-шаблонное. Причем такой персонаж может вторгнуться в любой текст, вплоть до детективов. Но обычно к мэри-сью обращаются девушки-подростки, которым хочется блистать и мечтать о насыщенной жизни и счастливой любви. И поэтому в "классических" мэрисьюшках сюжет развивается стандартно и предсказуемо, и всегда можно предположить ключевые моменты и развязку. Можно даже говорить о мэри-сью как о жанре, но, разумеется, с некоторыми оговорками. И можно выделить "поджанры": мэрисью-приключение, мэрисью-любовная история...
Как бы хорошо автор ни знал первоисточник, внутренняя логика мира чаще всего нарушается. Хуже всего то, что мэри-сью не подстраивается под ситуацию - а ситуация всегда работает на нее. Неожиданные решения, случайные встречи, неоправданное поведение героев - все подчинено героине. И менее всего автор склонен считаться с фактами канона, перестраивая весь мир и поведение канонных персонажей в угоду своим замыслам и своей героине.
Так что если у вас идеальная героиня, но это оправдано обстоятельствами той вселенной, в которую вы ее вписали, она живет по его законам и развивается вместе с ним - тогда она не мэри-сью. Думаю, вы понимаете, что если вы пишете оригинальное произведение, то сначала должны тщательно продумать мир со своими законами и развитием, а потом вводить персонажей и создавать сюжет.
Еще маленькая деталь, авторы часто дают своим героиням собственные имена. Я бы сказала, это звоночек - если имя и ник совпадают, можно начинать подозревать. Кроме того, обычно подобная история рассказывается от первого лица.
Почему читатели постарше отрицательно оценивают фанфики с мэри-сью.
Ответ прост - потому что читателям становится скучно. Беда в том, что Мэри-Сью при всей их колоритности очень однообразны. Мэри-сью - прямая проекция автора и несет в себе его эмоции и переживания, которые не приведены в приличествующий для литературного произведения вид. Понятное дело, такое найдет отклик только в "родственной душе", которая мечтает о том же, то же чувствует и совсем не прочь увидеть себя в подобной роли, а все остальные читатели вынуждены бросать текст на полпути, поскольку автор мэрисьюшки демонстрирует читателю себя и только себя. Обращусь к одной статье: "Автор приключений Мэри Сью работает на простом принципе: он хочет, чтобы его любили, так что он делает любимым своего героя. Все главные персонажи хотят быть его друзьями, и автор ожидает, что читатели почувствуют то же самое. К сожалению, этого не происходит. Читателям не нужен персонаж, которого они могут любить, им нужен тот, с кем они могут себя отождествлять. Причина, почему мэрисьюизм так раздражает, в том, что никому не нравится видеть кого-то, чьи мечты всегда и во всем сбываются. Наиболее успешные истории - те, где читатель может поставить себя самого на место главного героя. Но Мэри Сью создана не для них, а для автора - такой, какой хочет видеть себя автор со стороны". (c)
Такое может нравиться в двух случаях: если читателю все равно, что ему дают - главное, чтобы мелькали любимые герои, и если читатель настроен на одну волну с автором. Взгляды автора и читателя на объект страсти героини должны совпадать, и ситуации, в которых оказывается мэри-сью, должны вызывать одинаковый эмоциональный отклик. Строго говоря, такие творения годятся только для узкого круга друзей, и называть их фанфиками нельзя - если канонные персонажи становятся придатками новому, то не лучше ли писать нечто полностью оригинальное?
Иногда авторы обижаются, когда им замечают, что обнаружили в фанфике мэри-сью. Впрочем, другая крайность делу не помогает. Самокритика хороша, но если автор так низко ценит свое творчество, что ставит в заголовок "мой бред", то как же его ценить другим? Бывает, что находятся вещи, которые начинаются как мэрисьюшки, но обретают внутреннюю логику и перерастают во что-то более интересное, и есть такие фанфики, где кроме мэри-сью можно найти еще и другие достоинства. К сожалению, обычно фанфик с мэри-сью оказывается первым, пробным творением автора, до этого автор скорее всего и не думал писать, но вдруг захотелось поделиться. Разумеется, от него сложно ожидать заботы о форме и занимательности, а также достаточной начитанности, чтобы пресекать клишированные обороты на корню. Но не расстраивайтесь, если вам приписали мэрисьюизм. В конце концов, сюжетов и тем в литературе ограниченное количество, и важно, не ЧТО вы придумали, а КАК вы это выразили. Вы всегда можете вырасти над собой и подать свою мэрисьюшку так, что остальные будут читать и облизываться. Работайте дальше, выходите на новый уровень, и читательский интерес вам будет обеспечен.
Для выявления мэри-сью предлагаю замечательный тест, созданный профессионалами-мэрисьюведами.
http://community.livejournal.com/marysuestics/7795.html
Думаю, он будет интересен не только тем, кто выискивает чужие промахи, но и тем, кто не знает, как искать свои.
А для дополнительного чтения могу посоветовать сообщество, из которого была взята часть материалов для этой заметки.
http://community.livejournal.com/marysuestics/profile
К сожалению, оно уже давно закончило свою работу, но кое-что интересное там все еще остается.
А от себя я могу посоветовать вот что. Если вы пишете фанфик, не стройте канонных персонажей под себя, а подстраивайтесь под условия канона сами, подчиняйте оригиналу сюжет, выдуманный мир, ваши мысли, эмоции и всех нововведенных персонажей. И тогда все будет замечательно.
Вот еще несколько ссылок:
http://community.livejournal.com/fantas … tml#cutid1
http://maggiesmith.narod.ru/tolli.htm
http://www.honeyduke.com/hosting/HPotte … 27002db625
Краткий словарь начинающего автора - летописца Мэри-Сью
"Картон
Любил я в детстве
книжки-раскладущки.
Теперь пишу их сам!
Универсальный материал для изготовления мира и героев. Картон достаточно прочен, на него легко наносятся штампы (см.), он – как и бумага - все стерпит. Картон – экологически чистый материал. Он быстро и без остатка разлагается в мозгах читателя. Правда, при превышении допустимой дозы, картон начинает оседать в печенках.
Работа с картоном не требует особых навыков и под силу даже самым юным аффтарам (а также тем, у кого паралич русского языка (см.)).
Картонную сущность МС аффтары прячут под заборами диалогов, за дымовой завесой магии, в болоте философии (где картон окончательно раскисает) и на сеновале эротики. Тщетно: МС отличается от живого персонажа, как картонный бифштекс - от настоящего.
Грустно, что среди читателей еще встречаются особи, не различающие с полуметра Ш и Б (вследствие плохого зрения или безграмотности), и готовые признать в МС личность.
Розенталь
Постановили: Розенталя отменить!
Мифический персонаж. Используется критиками в качестве «бабайки» для нерадивых аффтаров. По преданию, Розенталь безлунными ночами является к МТА, и с подвыванием зачитывает выдержки из «Справочника по правописанию и стилистике».
В последнее время, из-за лавинообразного увеличения поголовья «писателей», Розенталь предстает перед каждым всего на 0,01 секунды. За это время, разумеется, он не успевает и рта раскрыть. Засечь появление Розенталя могут только высокочувствительные приборы.
Так что, если вдруг на ваших фотках проявится туманная фигура с укоризненным выражением лица, не грешите на Белых дам и Черных монахов, а подтяните грамматику. Ну пожалуйста!"